Государственный энергонадзор. Федеральный государственный энергетический надзор

Действия (бездействие) должностных лиц решения, принятые ими в ходе исполнения государственной функции на основании Регламента, обжалуются в досудебном (внесудебном) порядке.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

86. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц, решения, принятые ими в ходе исполнения государственной функции на основании Регламента.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, при которых ответ на жалобу не дается

Gри получении письменного обращения (жалобы), в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если в письменном обращении (жалобе) не указана фамилия заявителя, направившего обращение (жалобу), или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение (жалобу) не дается.

В случае, если текст письменного обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается заявителю, направившему обращение (жалобу), с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

В случае, если в обращении (жалобе) заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями (жалобами), и при этом в обращении (жалобе) не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения (жалобы) и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение (жалоба) и ранее направляемые обращения (жалобы) направлялись в один и тот же государственный орган. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение (жалобу).

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в Ростехнадзор или в его территориальный орган.

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является подача заявителем жалобы.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме. Жалобы на решения, принятые руководителем, рассматриваются непосредственно руководителем.

Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"/

Жалоба должна содержать:

а) наименование должностного лица, либо федерального государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

в) сведения об обжалуемых решениях и действиях, его должностного лица либо федерального государственного служащего;

г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием органа, его должностного лица либо федерального государственного служащего.

Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

При рассмотрении обращения (жалобы) заявители имеют право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в пунктах 87-92 Регламента, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба в досудебном (внесудебном) порядке

В порядке досудебного обжалования заявитель вправе обратиться для обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществленных (принятых) в ходе исполнения государственной функции, письменно почтовым или факсимильным отправлением, а также в устной форме при личном приеме.

Действия должностных лиц и руководителя, принятые в рамках исполнения государственной функции в соответствии с Регламентом, могут быть обжалованы руководителю.

Сроки рассмотрения жалобы

Письменное обращение (жалоба) рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации жалобы.

В исключительных случаях руководитель органа, в который поступило обращение, вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока рассмотрения заявителя.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре обжалования

По результатам рассмотрения жалобы на действие (бездействие) должностных лиц, осуществляющих предусмотренную настоящим Регламентом государственную функцию:

признает правомерными действия указанных лиц и отказывает в удовлетворении жалобы;

признает действия (бездействие) указанных лиц неправомерными и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений в ходе осуществления административных процедур, предусмотренных настоящим Административным регламентом.

Результат досудебного обжалования сообщается заинтересованному лицу в виде ответа, подписанного руководителем или его заместителем, руководителем территориального органа или его заместителем, или уполномоченным должностным лицом.

Ответ на обращение (жалобу) направляется по почтовому и (или) электронному адресу, указанному в обращении.

Потребители электрической энергии, энергоснабжающие организации и органы Ростехнадзора. Правовые основы взаимоотношений Красник Валентин Викторович

2.3. Государственный энергетический надзор за организацией рациональной и безопасной эксплуатации электроустановок и электрических сетей

Одним из важнейших методов государственного контроля и регулирования в электроэнергетике, наряду с государственным регулированием цен (тарифов), лицензированием отдельных видов деятельности, техническим регулированием и т. д. является государственный контроль (надзор) за безопасной эксплуатацией объектов по производству, передаче, сбыту и потреблению электрической энергии.

Для обеспечения рациональной и безопасной эксплуатации действующих электроустановок и электрических сетей должен осуществляться (в плановом или в неплановом порядке) государственный энергетический контроль (надзор), что регламентируется законодательными, правовыми и подзаконными актами и отражено в нормах и правилах работы в электроустановках.

Может возникнуть ситуация, когда при несоблюдении (нарушении) требований норм и правил работы в электроустановках ответственность несет не только потребитель в лице руководителя организации или ответственного за электрохозяйство, но и инспектор органа Ростехнадзора, курирующий электроустановки данной организации.

Такое может иметь место, например, когда при расследовании причин аварийной ситуации в электроустановке или в электрических сетях обнаруживается, что у потребителя электрической энергии отсутствует работник, ответственный за электрохозяйство или истек срок действия его удостоверения о проверке знаний норм и правил, а инспектором органа Ростехнадзора такой недопустимый факт был оставлен без внимания при допуске данной электроустановки в эксплуатацию или при ее очередной плановой проверке.

Контроль организации рациональной и безопасной эксплуатации действующих электроустановок потребителей со стороны органов Ростехнадзора осуществляется на основании:

Положения о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.08.1998 г. № 938;

ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ;

Инструкции по проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного энергетического надзора за оборудованием, зданиями и сооружениями электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии, утвержденной Руководителем Госэнергонадзора 26.11.2001 г.

Указанная инструкция предназначена для государственных инспекторов по энергетическому надзору. Она устанавливает порядок организации и проведения мероприятий по контролю, оформления и выдачи акта-предписания, контроля исполнения предписаний, а также определяет ответственность сторон.

С введением данной инструкции с 01.01.2002 г. прекратила свое действие Инструкция по проведению обследования оборудования, зданий и сооружений электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии, утвержденная 15.11.2000 г.

Государственный энергетический надзор предусматривает проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований нормативных документов, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, и другой нормативно-технической документации, т. е. так называемых обязательных требований.

Мероприятие по контролю представляет собой совокупность действий должностных лиц органов Ростехнадзора, связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых испытаний, экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Мероприятия по контролю могут быть плановые и внеплановые.

В первом случае мероприятия проводятся при осуществлении текущего надзора согласно утвержденному годовому плану работ одним или несколькими государственными инспекторами или комиссией с выездом на место, оформлением и выдачей акта-предписания.

Предметом внеплановой проверки является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.

Организации с установленной или присоединенной мощностью 750 кВА и выше подлежат комплексным или тематическим проверкам.

Комплексная проверка предусматривает проведение мероприятий контроля по всем темам одновременно, в том числе и по теме рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов. Периодичность плановых комплексных проверок организаций, как правило, не должна превышать 1 раз в 5 лет.

Тематическая проверка предусматривает проведение мероприятий по контролю по одной или нескольким темам.

Организации, имеющие мощности ниже 750 кВА, подлежат общей проверке по единой программе, разработанной управлением Ростехнадзора в субъекте РФ и включающей одновременно проверку всех вопросов, входящих в компетенцию Ростехнадзора.

Комплексная проверка проводится комиссией под председательством, как правило, начальника управления Ростехнадзора, его заместителя или начальника инспекции. Тематическая проверка может проводиться комиссией, несколькими или одним инспектором Ростехнадзора. Общая проверка проводится одним или двумя инспекторами. При проведении проверки двумя инспекторами один из них назначается старшим.

Внеплановая проверка, помимо контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, может проводиться также в случаях:

получения информации от потребителей электроэнергии или органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений и оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу потребителей электроэнергии;

возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения оборудования, зданий, сооружений, энергоустановок и другого имущества, в том числе в отношении работ (услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, и т. п.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган Ростехнадзора (анонимные обращения), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных экспертиз, испытаний и т. д., на основании мотивированного предложения инспектора, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа Ростехнадзора или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По результатам мероприятия по контролю инспектором, осуществляющим проверку, в срок не более 10 дней после окончания осмотра и сбора информации составляется акт-предписание установленной формы в двух экземплярах, состоящий из вступительной, констатирующей, предписывающей и заключительной частей.

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений потребителем электрической энергии должностные лица органов Ростехнадзора обязаны принять меры по контролю устранения выявленных нарушений, их предупреждения, предотвращения возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Если при проведении мероприятия по контролю будет установлено неудовлетворительное состояние электроустановки, угрожающее аварией, пожаром или создающее угрозу жизни и безопасности граждан, инспектор органа Ростехнадзора обязан довести до сведения руководителя организации информацию об этом и потребовать немедленного отключения оборудования или приостановления производства товара, работы, услуги.

Органы Ростехнадзора могут обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований нормативно-технических документов.

Должностные лица органов Ростехнадзора при проведении мероприятий по контролю обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы потребителей электрической энергии, а также доказывать законность своих действий при их обжаловании потребителями электрической энергии в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (ст. 3) не допускается взимание органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

Кроме того, в этой же статье ФЗ устанавливается недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

При проведении мероприятий по контролю органами Ростехнадзора представители юридических лиц или индивидуальные предприниматели имеют право:

непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать информацию, предоставление которой предусмотрено законами и иными нормативными правовыми актами;

знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов Ростехнадзора;

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов Росехнадзора в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) органы Ростехнадзора и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. В свою очередь, должностные лица потребителей электрической энергии, необоснованно препятствующие проведению мероприятий по контролю и (или) не исполняющие в установленный срок предписания органов Ростехнадзора об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Так, в соответствии с КоАП РФ (ст. 19.4, п. 1) неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц – от 10 до 20 МРОТ.

Кроме того, в соответствии с КоАП РФ (ст. 19.5, п. 1) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц – от 5 до 10 МРОТ, на юридических лиц – от 50 до 100 МРОТ.

Из книги Процессы жизненного цикла программных средств автора Автор неизвестен

5.1.4 Надзор за поставщиком Данная работа состоит из следующих задач:5.1.4.1 Заказчик должен осуществлять надзор за работами поставщика в соответствии с процессами совместного анализа (подраздел 6.6) и аудита (подраздел 6.7). При необходимости заказчик должен дополнять текущий

Из книги Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний автора

2.10. Обеспечение безопасной эксплуатации Вопрос 95. Какие инструкции разрабатываются и утверждаются при эксплуатации тепловых энергоустановок?Ответ. Разрабатываются и утверждаются инструкции по безопасной эксплуатации. В инструкциях указываются общие требования

Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

Глава 9. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ И СООРУЖЕНИЙ 9.1. Общие меры безопасности Чем больше и современнее ОУ, тем больше в нем различных инженерно-технических сооружений. Кроме того, на территории ОУ могут быть проложены «чужие» трубопроводы, кабели и

Из книги Потребители электрической энергии, энергоснабжающие организации и органы Ростехнадзора. Правовые основы взаимоотношений автора Красник Валентин Викторович

Глава 4. ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ При взаимоотношениях потребителей электрической энергии с энергоснабжающими организациями, органами государственного надзора, а также с проектными, монтажными, наладочными и другими

Из книги Управление электрохозяйством предприятий автора Красник Валентин Викторович

5.4. Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Безаварийное и качественное электроснабжение потребителей электрической энергией во многом зависит от эффективности государственного контроля (надзора).За нарушение правил обязательной

Из книги Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций автора Демидова Н В

ГЛАВА 6 КОНТРОЛЬ ЗА РАЦИОНАЛЬНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК Контроль за рациональной и безопасной эксплуатацией электроустановок осуществляется как со стороны органов государственного энергетического надзора, энергоснабжающих организаций

Из книги Гидравлика автора Бабаев М А

Из книги Метрология, стандартизация и сертификация автора Демидова Н В

29. Энергетический смысл уравнения Бернулли Пусть теперь имеем установившееся движение жидкости, которая невязкая, несжимаемая.И пусть она находится под воздействием сил тяжести и давления, тогда уравнение Бернулли имеет вид: Теперь требуется идентифицировать каждое

Из книги Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к провер автора Красник Валентин Викторович

25. Государственный метрологический контроль и надзор Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН) обеспечивается Государственной метрологической службой для проверки соответствия нормам законодательной метрологии, утвержденным Законом РФ «Об

Из книги Система технического обслуживания и ремонта общепромышленного оборудования: Справочник автора Ящура Александр Игнатьевич

2.9. Требования охраны труда при эксплуатации установок электрохимической защиты от коррозии и электрических измерений на газопроводах Вопрос 186. К каким электроустановкам по условиям электробезопасности относятся установки электрохимической защиты от коррозии и

Из книги Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования: Справочник автора Ящура Александр Игнатьевич

Из книги Сертификация сложных технических систем автора Смирнов Владимир

6.4. Государственный надзор за эксплуатацией оборудования 6.4.1. Государственный надзор за соблюдением правил ведения работ при устройстве и эксплуатации котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, электротехническому

Из книги Теплоэнергетические установки. Сборник нормативных документов автора Коллектив авторов

7.1. Система качества как часть системы управления организацией Все виды деятельности, встречающиеся в работе организации, мы должны рассматривать как технологический процесс. В работе организации эти процессы взаимодействуют сложным образом, образуя систему или сеть

Из книги История электротехники автора Коллектив авторов

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОПОТРЕБЛЯЮЩИХ УСТАНОВОК И ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СОГЛАСОВАНЫ Советом Федерации независимых профсоюзов России 06.05.1992 г. письмом № 105/78УТВЕРЖДЕНЫ начальником Госэнергонадзора 07.05.1992 г.ПРАВИЛА ТЕХНИКИ

Из книги Микроволновые печи нового поколения [Устройство, диагностика неисправностей, ремонт] автора Кашкаров Андрей Петрович

5.3.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ Хронология развития линий электропередачи (ЛЭП) трехфазного переменного тока в Европе и США хорошо известна. На рис. 5.7 видно, как быстро был преодолен стартовый 10–15-ки-ловольтный рубеж: в 1898–1902 гг. были освоены ЛЭП 35–40 кВ,

Из книги автора

1.5. Меры безопасной работы при ремонте и обслуживании СВЧ-печей Этот раздел в книге крайне важен. Несоблюдение данных правил может привести к поражению электрическим током, травмам и выходу из строя достаточно дорогих компонентов СВЧ-установки. Самым опасным (из всех

Наряду с деятельностью государственной инспекции труда за соблюдением трудового законодательства специально уполномоченный орган осуществляет деятельность за проведением работодателями мероприятий по обеспечению безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок. До реорганизации федеральных органов исполнительной власти функции специально уполномоченного органа по государственному энергетическому надзору выполняли управления и отделения энергетического надзора, находившиеся в ведении Министерства энергетики РФ. В настоящее время создано Федеральное агентство по энергетике, которое входит в Министерство промышленности и энергетики РФ. Однако в соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от

9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральные агентства не могут осуществлять функции государственного надзора, они призваны осуществлять деятельность по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также по изданию правоприменительных актов в пределах имеющейся компе­тенции. Поэтому деятельность по государственному энергетическому надзору также осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Должностные лица Федеральной службы, осуществляющей государственный энергетический надзор, имеют право: 1) давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией; 2) требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представляют иную опасность для жизни и здоровья людей; 3) осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персо­налом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации; 4) давать обязательные для руководителей организации указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила; 5) принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок; 6) давать организациям обязательные для исполнения предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии; 7) проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и выдавать должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений; 8) беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.

Перечисленным правам должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, корреспондируют обязанности работодателей, их представителей, должностных лиц и иных работников выполнять законные требования по устранению нарушений, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.

Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор, при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, обладают независимостью и подчиняются закону. На деятельность по государственному энергетическому надзору требования Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" распространяются с отдельными изъятиями. В частности, положения данного Федерального закона не применяются при осуществлении контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых определяется Правительством РФ.

Электрические и теплоиспользующие установки в соответствии с действующим законодательством являются источником повышенной опасности. В связи с чем требования названного Федерального закона при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, не должны применяться. В частности, для проведения проверки помещений электрических и теплоиспользующих установок не требуется предъявлять документы

о проведении планового или внепланового мероприятия по государственному энергетическому надзору. Достаточным основанием для проведения такой проверки является предъявление служебного удостоверения должностным лицом, имеющим полномочия по контролю за использо­ванием электрических и теплоиспользующих установок.

Предписания и указания должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, в части устранения нарушений, создающих угрозу аварий, жизни и здоровью людей, подлежат немедленному исполнению. Однако работодатели, их представители не лишены возможности обжаловать решения должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в суд. Лица и органы, рассматривающие жалобы на решения должностных лиц государственного энергетического надзора, могут приостановить действие указаний и предписаний, которые обжалуются. При рассмотрении таких жалоб должностные лица государственного энергетического надзора должны доказать законность и обоснованность принятых ими решений. В свою очередь лица, которые обжалуют их действия (бездействие), должны доказать, что они нарушают гарантированные им права или законные интересы.

Отдельные положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены к деятельности по государственному энергетическому надзору как минимум по аналогии. Например, мероприятия, обеспечивающие безопасность электрических и теплоиспользующих установок, по общему правилу должны проводиться в срок, не превышающий одного месяца. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до двух месяцев лицом, проводящим проверку использования работодателем электрических и теплоиспользующих установок. Внеплановые мероприятия по проверке работодателей должностные лица государственного энергетического надзора могут проводить при наличии информации о ненадлежащем состоянии или эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок.

Работодатели, деятельность которых проверяется на предмет использования электрических и теплоиспользующих установок, могут воспользоваться гарантированными в ст. 13 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" правами. В частности, они могут: 1) непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по государственному энергетическому надзору; 2) знакомиться с результатами мероприятий по государственному энергетическому надзору, давать свои объяснения, в том числе по составленным после его проведения документам; 3) обжаловать действия должностных лиц государственного энергетического надзора в установленном законодательством порядке.

Таким образом, деятельность по государственному энергетическому надзору имеет существенные особенности, которые обусловлены необходимостью обеспечить безопасную эксплуатацию электрических и теплоиспользующих установок, которые в соответствии с действующим законодательством являются источниками повышенной опасности. В связи с чем к деятельности должностных лиц государственного энергетического надзора положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены лишь в части, не препятствующей устранению нарушений при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

Еще по теме § 4. Государственный энергетический надзор:

  1. Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор
  2. Органы государственного горного и промышленного надзора
  3. Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор
  4. 21.5. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика
  5. § 5. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью
  6. Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией
  7. § 5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
  8. § 6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
  9. § 6. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью
  10. Органы государственного архитектурно-строительного надзора
  11. Глава IV Государственный надзор за страховой деятельностью
  12. 5. Совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью
  13. 3. Государственный надзор за деятельностью страховых компаний

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право -

Просмотров