Свадебный каравай. Как организовать встречу молодых? Поздравления от родителей жениха на обряде хлеб-соль

Хлеб и соль издавна были соединены вместе в русской речи, что нашло отражение в пословице: «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно». А само выражение «хлеб-соль» сначала означало просто еду, пищу, а позже - угощение. Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен. В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать - будет твоему дому достаток и полнота.

Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость как бы устанавливает особые доверительные отношения с хозяевами, признается в чистоте своих намерений и помыслов. Дуэт хлеба и соли не случаен: пшеничный или ржаной душистый каравай символизировал благополучие и достаток, а соли - редкой в те времена специи- приписывали способность охранять от злых духов. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль».

Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию.

Стол, по обыкновению ломящийся от блюд, располагался в «красном углу» рядом с лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.

По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки.

После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.


Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между гостем и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдёшь!»


В 17 в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб - первое, что клали на стол за трапезой царя.

Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось пристальное внимание. Рассыплется соль - к беде, ссоре, ведь соль - символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым", пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал».


По старинному русскому обычаю родители встречают молодоженов с хлебом солью и приглашают всех гостей к праздничному столу.


Молодожены обязательно откусывают от каравая, выясняя, кто из них будет "первым" в семье, и принимая благословение своей семье.


Поговорки о хлебе и соли

  • Хлеб-соль водить (знаться, дружиться с кем)
  • Я помню твою хлеб-соль
  • Хлеб-соль взаимное дело
  • От хлеба-соли не отказываются
  • Хлеб да соль, и обед пошёл!
  • Без хлеба-соли обедать не садятся
  • Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай
  • Молода: хлебом-солью отца мать не объела
  • Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы)
  • Хлеб-соль да камень за пазухой носи
  • Не за хлебом-солью сказано (дурное слово)
  • После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают
  • Хлеб-соль платежом красна
  • Хлеб-соль на столе, а руки свое(и)
  • Хлеб-соль ешь, а правду режь (или: а правду-матку режь)
  • Хлеб-соль водить — не безмен носить (не с безменом ходить)
  • Хлеб-соль не бранится (не бранит)
  • Боронись хлебом-солью
  • Хлеб-соль заемное (взаимное, отплатное) дело
  • Кинь хлеб-соль назади, очутится впереди
  • Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве)
  • Хорош тот, кто поит да кормит; а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит
  • За хлеб, за соль, за щи с квасом, за лапшу, за кашу, за милость вашу (благодарим)!
  • «Хлеб-соль!» или «хлеб да соль!» — пожеланье, привет вошедшего в избу во время обеда; ответ: «просим!» или шуточн. «ешь, да свой!»
  • Тебе хлеб-соль — мне дрему и сон
  • Лучше хлеба с солью не придумаешь

Как многие знают, родители женихов встречали новобрачных в своём доме караваями с солью. Обычай берёт начало в тех далёких временах, когда после свадьбы молодые жёны переезжали жить к мужьям. А, поскольку дома были большими и вместительными, места в них было достаточно для всех. То есть, новые семьи жили вместе с другими членами семей женихов.

Традиционно, по окончании венчания, молодожёны сразу же направлялись к родителям женихов, которые встречали молодую семью хлебом-солью. Это символизировало приветствие новых жильцов дома.

В настоящее время молодые пары предпочитают как можно скорее обзавестись собственным жильём и переехать от родителей. Именно поэтому данный обычай в своём первоначальном виде не актуален на данный момент. Однако в некоторых случаях обычаи эти всё-таки проводятся в ресторанах перед началом свадебных банкетов.

С одной стороны, теряется часть свадебной романтики, но с другой - родители женихов теперь не должны торопиться домой, чтобы успеть подготовиться к встречи молодых в своих домах хлебом-солью, не забыв при этом угостить и остальных гостей. Кроме того, родителям не требуется тратиться на фуршеты, что позволяет сделать более щедрые подарки. В ресторанах же эти обряды могут провести профессиональные ведущие, отчего обряд получится ещё более торжественным.


Что нужно для обряда?

Чтобы провести обряды, нужно заказать специальные караваи. Во избежание непредвиденного, желательно иметь их в наличии уже накануне свадьбы.

Также понадобятся рушники, представляющие собой специальные расшитые орнаментами кухонные полотенца, на которые кладутся караваи.

Разумеется, никуда без соли, поэтому нужны ещё и небольшие открытые солонки, наполненные солью и помещённые на вершины караваев в специальные углубления.


Как проходят обычаи?

При подъезде молодожёнов к домам женихов, родители последних выходят навстречу. Как правило, матери женихов держат в руках рушники, на которых размещены караваи, а отцы держат иконы (можно и наоборот).

Родители благословляют новобрачных иконами и принимают в своих домах с хлебом и солью, предлагая откусить от караваев по кусочку хлеба и обмакнуть их в соли. Считается, что хозяином в доме станет тот, кто откусит кусок большего размера. Руками при откусывании пользоваться нельзя!

Иногда главы семей выявляются и по-другому. Берут 2 тарелки, кладут их на землю и накрывают покрывалами. Далее женихи и невесты бьют ногами каждый по тарелкам. Чья тарелка разобьётся на большее число осколков, тот и будет главенствовать.

Одна примета гласит, что матери женихов не должны никому давать прикасаться к караваям, после того, как новобрачные от них откусили по кусочку. Остатки пирогов следует завернуть и упрятать, а после праздника снести в церковь и оставить на столах для пожертвований. Если всё сделать правильно, то в новых семьях будет лад.


Чем ещё можно развлечься перед банкетом?

Если Вы не суеверны, то, с помощью караваев, можно провести занимательное испытания. К примеру, женихи и невесты разламывают караваи напополам и бегут со своими половинками угощать гостей. Кто раздаст свою часть быстрее - тот и будет кормильцем семьи.

После этого родители женихов приглашают новобрачных и гостей в дома. При этом женихи часто заносят невест в дома на руках. Это делается от сглаза. При этом, зачастую, проводятся повторные обсыпания молодожёнов зерном на счастье.

В домах родителей женихов, обычно, проводятся небольшие фуршеты, которые можно считать генеральными репетициями перед свадебными банкетами. При этом гости, в очередной раз, поздравляют новобрачных и произносят напутственные слова.

Разумеется, фуршеты, как и на выкупах, должны быть небольшими. Вряд ли куму-то в этот момент захочется салатов, поэтому бутербродов будет вполне достаточно.

После фуршетов можно немного отдохнуть и отправиться на вечерний банкет!

Сохраняется до сих пор и присутствует практически на всех свадьбах. Что в ней особенного? Какие нюансы нужно знать, организуя каравайный обряд?

По старинному обычаю встречать молодоженов должны родители жениха . Угощая хлебом-солью, они благословляют новую семью и принимают невестку в свой дом.

К сожалению, бывают ситуации, когда родители жениха по каким-либо причинам не могут присутствовать на свадьбе. Что делать в этом случае?

Преподнести каравай могут другие близкие родственники, которые принимали участие в воспитании жениха. Это могут сделать, например, его бабушка и дедушка. Если же со стороны новоиспеченного супруга не найдется подходящих кандидатур, то можно попросить поучаствовать родителей невесты.

Где встречать?

В Древней Руси встреча новобрачных происходила после обряда венчания на пороге дома жениха , где впоследствии должны были поселиться и молодожены. Так родители символично принимали молодую хозяйку в свою семью.

Сейчас эта несколько изменилась. Большинство пар ограничиваются лишь росписью в ЗАГСе, а празднование современной свадьбы перенеслось в кафе и рестораны. Поэтому в целях экономии времени и встречу молодых организуют чаще всего не у дома, а на входе в ресторан или любое другое место, где отмечается торжество.

Необходимые аксессуары

Помимо приготовления свадебного хлеба следует позаботиться и о других вещах. Для обряда понадобится следующее:

  1. красиво вышитый рушник ;
  2. солонка с солью;
  3. Икона Божьей Матери или Николая Угодника;
  4. бокалы с шампанским или вином.

Примерный сценарий встречи

  1. Организовать яркую встречу молодых помогут и все гости, которые обычно встают в две шеренги , пропуская жениха и невесту к родителям, держащим каравай и икону.
  2. Приветственные слова и поздравления матери жениха .
  3. Угощение караваем .
  4. Благословение иконой.
  5. Ответные слова молодых .
  6. Поздравления и аплодисменты гостей , осыпание лепестками цветов, рисом, монетками.
  7. Приглашение всех на празднование в зал ресторана.

Совет! Часто бывает, что от волнения родители теряются, забывают слова и не знают, как себя вести, поэтому будет лучше поручить руководство всем действом ведущему. Он подскажет очередность выступления каждого из участников и сгладит непредвиденные неприятные ситуации.

Как подавать свадебный каравай?

Главная роль в потчевании молодых караваем отводится свекрови. Именно она должна держать свадебный хлеб, произносить напутственные слова и пожелания.

Преподнести угощение нужно торжественно и, в то же время, душевно, поэтому матери жениха лучше заранее подготовить небольшую трогательную речь-поздравление. Отец жениха держит икону и затем благословляет ей новобрачных на счастливую жизнь.

Что говорить? Слова родителей

Ниже мы подобрали несколько текстов, которые вы можете использовать, приветствуя и благословляя новоиспчённых мужа и жену.

Совет! Самым оптимальным вариантом будет подготовить 3-4 предложения, составленных своими словами. В них вы можете включить самые искренние пожелания своим детям. Не забудьте записать их на листок бумаги, так как день будет волнительным не только для молодоженов.





Что должны сделать молодые?

Допустимы два варианта :

  1. Молодые отламывают по небольшому кусочку, обмакивают их в соль и угощают друг друга. Это означает заботу супругов в семейной жизни.
  2. Жених и невеста по очереди откусывают от хлеба, определяя хозяина в доме. Откусивший больший кусок считается главой семьи.

Видео-инструкция

Детальный разбор сценария встречи новобрачных хлебом с солью:

Традиция встречи молодых с караваем сохраняется благодаря её простоте, сердечности и красоте. Если ваша пара уважает старинные русские обычаи, то стоит заранее подготовиться к каравайному обряду: определиться с выбором каравая, аксессуаров, участников этого действа и их речами . Тогда всё пройдет замечательно.

Всеобъемлющим символом является сочетания соли и хлеба. Преподнося хлеб, желают богатство и благополучие, а соль - защиту от влияний враждебных сил.

Обычаи наших предков

Традицией стало встречать молодоженов в доме жениха после венчания с караваем и солью. Такой обычай возник в те времена, когда молодая жена приезжала в семью мужа на постоянное жительство. Дома были большие, и в них проживало не одно поколение - прадеды, деды, родители, молодые и их дети.

Встречая молодых у порога дома хлебом с солью, родители приветствовали рождение новоиспеченной семьи. Еще одно значение имел хлеб - символ тела , а соль, в свою очередь, должна была придавать остроту ощущений в семейной жизни .

Выпечка хлеба (каравая)

Караваи выпекались родственниками невесты, которые к ней хорошо относились. Невеста «оплакивала» свою молодую девичью жизнь на девичнике , а в это время аккуратно и нежно замешивалось тесто для хлеба. Чтобы муж не бил жену - тесто не взбивали, а чтобы жизнь была легкой, его делали пушистым и мягким. Доверяли выпекание свадебного каравая только близким людям, чаще матери. Мысли, с которыми она это делала, должны быть светлыми и чистыми.

Кто главный в семье

Традицией покормить на свадьбе жениха и невесту хлебом с солью стало уже значительно позже. Это было придумано ведущими свадьбы, скорее всего для смеха и развлечения. Но многие относятся к этому с большой серьезностью. Ни одна жена не хочет быть «битой». Но, не смотря на это, она с удовольствием отдавала право откусить больший кусок каравая мужу - предоставляя ему возможность стать главным в семье и нести ответственность за ее благополучие.

После того, как молодоженов встретили у порога дома, свекровь относила каравай в церковь, как пожертвование. Считалось, что Господь благословит на богатство, лад и покой в молодой семье.

Сохранение традиций: как проходит обряд

Современная молодежь старается как можно быстрее отделиться от своих родителей и жить самостоятельно. Поэтому встречают молодоженов родители с обеих сторон уже непосредственно перед началом свадебного застолья в ресторане. Потерялся и обычай выпекания каравая матерью невесты. Намного проще заказать специальный хлеб у кондитера или пекаря за день до предстоящего торжества.

Для встречи молодых с хлебом - солью необходимо приготовить рушник. Раньше невеста сама должна была расшить специальным орнаментом рушник. Сейчас склоняются к покупке кухонного полотенца с вышивкой, на которое кладется каравай. Для соли нужно приготовить открытую солонку, наполнить ее и поместить в специальное углубление на вершине каравая.

Встречая молодоженов, мать жениха должна держать на рушнике каравай с солью, а отец - икону, благословляя, таким образом, детей на счастливую семейную жизнь.

Время чтения: 4 мин.

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»
Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.
Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.
Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.


Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.
Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.
«Божий дар»
Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.
В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.
В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.
«Без соли и стол кривой»
Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.
Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.
Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.
В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».
Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.
Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

Просмотров